2023

Деятельность педагога дополнительного образования по сценической деятельности

Сценическая деятельность - одно из универсальных средств развития личностных способностей каждого ребенка. Сценическая деятельность – это сотрудничество, совместная деятельность, игра.

  Успешный ребенок – это жизнерадостный, уверенный, целеустремленный, любознательный, трудолюбивый, думающий, ответственный, настойчивый, способный осознать важность личных усилий на пути к успеху, одаренный, с правильной самооценкой и любящий людей.

     Задачей педагога, является установление позитивных, дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности.

Большой развивающий потенциал  сценической деятельности вижу в  использовании на занятиях:

 - коллективной деятельности;

-  игровой деятельности;

- необходимости делать общее дело и общаться;

 - необходимости активизировать познавательные способности;

- самостоятельности выбора  и организации собственного участия  в деятельности;

         В активных методах обучения:

проблемные ситуации,

обучение через деятельность,

этюдная, групповая и парная работа,

сюжетные игры,

драматизация, театрализация,

импровизация, 

создание и инсценировка,

разработка коллективного проекта,

организация и показ представлений.

      Для меня принципиально важно в педагогической деятельности и неприемлемо лично для меня. Эмоциональная «глухота» педагога, отсутствие яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, пантомимике, которые вызывают душевную черствость, неудовлетворенность детей общением, минимальную эмоциональную восприимчивость к сюжету, событиям, персонажам… В таких случаях взрослым создается слабая мотивация ребенка к происходящим событиям, когда не проявляется сопереживание, соучастие, развиваются такие формы эмоциональных проявлений как безразличие, равнодушие, апатия, что в свою очередь негативно сказывается на формирование детской личности.

       Ввиду этого хочу выделить факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия:

-       хорошее знание материала;

-       бодрое самочувствие;

-       чувство «физической» раскованности, свободы на занятии; 

-       продуманный план занятия;

-       правильный выбор и разнообразие методов обучения;

-       занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение    педагога  к излагаемому материалу   богатство  интонаций,  его  выразительная мимика, образная жестикуляция;

-       выраженная заинтересованность педагога в успехе учеников.

         Только максимальная эмоциональная включенность взрослых, открытость в выражении чувств и эмоций, активное осуществление эмоционального контакта взрослого и ребенка, обеспечение атмосферы доверия и партнерства, поможет нам приоткрыть таинственный занавес детской души и непосредственной искренности ребенка.

В теоретической части использую в виде разговора с просмотром иллюстрированного материала, презентаций, видеоматериалов и поддерживается практическим овладением темой.

         Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

         Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

     Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

  Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Большой развивающий потенциал сценической деятельности, который я применяю на занятиях заключается  в:

форме уроков творческого типа:

урок-игра (Е.В. Болдаревская, А.В. Броцкая Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева),

урок-фантазия (В.Н. Эмбер, И.В. Иванова),

поисковый урок (А.В. Броцкая Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева),

урок защиты творческих работ (В.Н.Эмбер),

урок-концерт (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева).

Использование дополнительного учебного материала на занятиях, помогает мне сделать обучение увлекательным, интересным, разносторонним, познавательным процессом за счет:

-       использования различных технологий;

-       использования нестандартных форм ведения занятия;

-       поощрения высказывания оригинальных идей;

-       использования личного примера творческого подхода к решению проблем;

-       предоставления детям возможности активно задавать вопросы;

-       обеспечения возможностей для практического применения знаний.

       Интерес и активизацию познавательной деятельности на занятиях поддерживаю через нестандартную подачу материала, использование ИКТ, видеофильмов, видео-уроков, презентации, постановку проблемных заданий, творческих заданий с различными способами решения, вариативность обучения.

         Использование  ИКТ способствует передаче информации через яркие, интерактивные формы и образы, создаёт ряд преимуществ:

§  наглядность, эмоциональная привлекательность формирует положительную мотивации к обучению;

§  информационная емкость, повышает эффективность занятий;

§  музыка, анимация способствует проведению совместной деятельности на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

§  доступность, мобильность, вариативность помогают обеспечивать высокую степень дифференциации и индивидуализации обучения;

         Мультимедиа - это современная технология, которая сочетает несколько эффектов: аудио, изображения, анимация, интерактивность и видео. «Мультимедиа студии» не только создаёт аудио, видео, фотографический ряд, обеспечивая эффектное и интересное восприятие каждым воспитанником информации, но и предоставляет возможность для совместной деятельности детей и взрослых при которой ребёнок выступает в позиции субъекта познания, общения и деятельности. Эти интерактивные средства я активно применяю во всех направлениях образовательной и практической работы. 

  Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

·    тренируется эффективность внимания и память;

·    активно пополняется словарный запас;

·    формируется тончайшая координация движений глаз.

·    уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

·    воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

·    развивается воображение и творческие способности.

         Наряду с программой Microsoft Power Point, я освоила программы "Коллаж", «Киностудия» и программу «Звукозапись».  В практической деятельности и на занятиях я использую так называемые аппаратные средства ИКТ: ноутбук, принтер, сканер, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамеру, магнитофон, телевизор. Эти средства информационных технологий сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации, создание собственной медиатеки к предмету.  Например, на занятиях с ребятами снимает их творческие работы, для просмотра и работы над ошибками, особенно удачные работы служат демонстрационным материалом для младших студийцев. Применение компьютерной техники позволяет мне оптимизировать педагогический процесс, с помощью её можно увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи обучающихся и самостоятельно сделать выводы, а значит значительно повысить результативность практической и творческой деятельности.

        Доказательством служат творческие проекты детей, такие как финал всех наших праздников и гимн студии "Мы маленькие звезды", музыкальная игра - песня "Колесики", музыкальный этюд "Сороконожка", логоритмическое упражнение "Топ, топ, топотушки", флешмоб "Зарядка", которые сейчас используются как учебный и концертный материал для младших групп. 

Нетрадиционные формы организации деятельности детей:

День добрых сюрпризов.  Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

“Крепкий орешек”. Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Конверт вопросов. Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Чаепитие. Арбузник. Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

Выпускной ринг. Отчет выпускников творческих коллективов, круглые даты создания групп, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

         Через активные формы организации творческой деятельности: конкурсно-игровые программы школ и центра творчества; театральные представления, новогодние массовки "Фиксики", "Новогодний переполох", "Приключения Голубой Елочки", "«Семейные кафе» "Мир семейных увлечений", осенние балы, фестивали детского творчества; городские праздники, отчетные концерты  и карнавалы. 

   С целью повышения мотивации для самореализации воспитанников,  привлекаю их к участию в культурно-досуговых и социально-значимых мероприятиях нашего города: "День молодежи", "День победы", "День защиты детей", "День пожилого человека" и в  благотворительных концертах для ветеранов и детей войны,   фестивалях творчества "Мой город", «Апрелинка», "Весенняя капель", творческих конкурсах «Звездопад талантов» и «Созвездие активных», «Весняночка» и «Дюймовочка».

     Формы подведения итогов по сценической деятельности: отчетное, итоговое занятие; зачет,  концерт, конкурс, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта и другие.

    Как уже было сказано выше, в основе учебной деятельности положен метод игрового существования - игровых технологий, поэтому учебную деятельность активно ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

     Анкетирование эффективности сценической деятельности показала такие результаты: воспитанники отмечают, что игровые технологии на занятиях им нравятся:  Анализ анкеты "Игра" показала:

-       Игры на уроках нравятся всем учащимся - 87%

-       Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна -71%

-       Более предпочтительна для детей групповая форма игр - 100%

-       Большинство учащихся хотят в игре побеждать -80%

     Отвечая на вопрос "Предложил бы ты своему другу или однокласснику заниматься в студии?" я натолкнулась на один ответ: "Конечно, тут так круто!"

Об удовлетворенности и интересе детей к сценической деятельности и творчеству, также  свидетельствует такой факт, в течение трех лет стабильно  количественный состав учащихся, высокая сохранность контингента обучающихся (от 86% до 98%).           

         Важным условием эффективности развития творческого потенциала является достаточный уровень материально – технического обеспечения:

“                  наличие кабинета, оснащенного зеркалами;

“                  качественное освещение в дневное и вечернее время;

“                  музыкальная аппаратура, ноутбук, интернет, видео и аудиозаписи;

“                  костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с администрацией и родителями).

       Нельзя не отметить, то чем я могу гордиться, две мои выпускницы вернулись в стены центра и теперь мои коллеги. Еще две выпускницы работают в детских центрах города Екатеринбурга. Одна выпускница учится в педагогическом колледже на организатора массовых мероприятий. На этом профориентационная работа не заканчивается. И действительно профориентация  помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

      Достигнутые результаты  позволяют утверждать, что различные сочетания технологий обучения и воспитания, используемые в моей педагогической деятельности, способствуют развитию мотивации к обучению, развитию интересов к творческой деятельности, склонностей и способностей обучающихся.

         Таким образом, театрализованная деятельность способствует эффективному развитию творческого потенциала и коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста. 

Формы, приемы и методы на занятиях по сценической деятельности.docx (Скачать)
Анализ выполнения программы 23.docx (Скачать)

Полякова Ж.В.