-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2022
Формирование коммуникативно-речевых способностей младших школьников посредством сценической деятельности.

Практическое применение на занятиях по сценической деятельности поспособствует развитию основного умения, формируемого в рамках коммуникативной компетенции.
Одна из основных функций речи -
коммуникативная функция, или функция общения. Благодаря этому достигается
популярность среди сверстников-учеников, а в будущем – в любом коллективе. Мы
получаем реальное улучшение оценок в школе, институте, и перспективы найти в
будущем хорошую работу, сделать карьеру.
В коллектив приходят заниматься все
желающие, разных возрастов, с разным
уровнем речевых навыков и порой без
выдающихся способностей.
Уже на первых занятиях сценической
деятельности у большинства детей можно заметить:
-
стиснутые
челюсти, мышцы лица, губ, языка вялые
или, наоборот, слишком напряженные; голоса тихие и тусклые; слух не развит;
нечеткая «смазанная» речь;
-
небольшой
словарный запас для реализации коммуникативных задач;
-
низкая
познавательная активность учащихся;
-
неспособность части
учащихся эффективно работать с информацией (испытывают затруднения при самостоятельном
поиске информации, не умеют выделить главное, применить материалы в
практической деятельности);
-
недостаточная
внутренняя мотивация учащихся к постоянному получению новых знаний в условиях
перехода на качественно новый уровень
организации образовательного процесса.
Нарушения
речевого развития могут приводить к целому ряду неблагоприятных последствий.
При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается
количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и
эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.
Младший школьный возраст - это оптимальный период
активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми
разного пола и взрослыми, усвоение коммуникативных и речевых навыков, способов
различения социальных ситуаций. Развитие коммуникативных навыков является одной
из важнейших задач обучения в начальной школе.
пути
повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся: во-первых,
это целенаправленная подготовка занятия, чёткая цель, продуманность отбора
материала, обязательное введение поговорок и скороговорок, введение новых слов,
создание условий для свободных высказываний, внимательное отношение к речи
учащихся, оценка, как стимул для овладения речевыми умениями; во-вторых,
обучение живому, очеловеченному языку. Слово должно представляться не только с
позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических.
Традиционным дидактическим набором для отработки различных речевых умений
являются скороговорки и чистоговорки. Эффективным приёмом конструирования
внутренней и внешней речи является такой приём как «Слово-магнит». Виды учебно-коммуникативных навыков:
-выслушивания мнения других;
-владение приёмами риторики;
-владение культурой речи;
-оценка разных точек зрения;
-владения различными формами устных
публичных выступлений;
-ведение дискуссии.
В речевой тренинг я активно включаю игры
и упражнения, которые, с одной стороны, работают на развитие речи, памяти,
внимания, воображения, а с другой, делают занятие веселым и непринужденным,
использую педагогические методы, которые
приемлемы для всех дисциплин театрального воспитания, а именно:
Метод беспрерывного
процесса формирования речи. Упражнения подбираются комплексами, между
которыми существует логическая связь, они вытекают одно из другого, без пауз.
Использую метод
ступенчатого усложнения. Предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере
освоения.
Метод партнерского взаимоотношения.
Направлен на максимальное внимание к партнерам.
Метод
импровизации. Он дает возможность выявить у ребенка скрытый творческий
потенциал, а также помогает провоцировать его на контактность, открытость,
позитивное отношение к себе, друг другу и окружающему миру в целом.
Метод
художественного исполнительства организует совместную деятельность
субъектов творчества на основе идейно-эмоционального освоения эстетических
свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего
эстетического понимания, отношения к действительности; организация творческого
поиска; аналогий; просмотр видеофильмов; слушание аудиозаписи; словесное
рисование; проектов; хоровое и индивидуальное пение; разговор по телефону
нетрадиционные методы рисования, релаксации музыкотерапия.
Инсценирование песен, занимает большое место в развитии творческой инициативы детей. По существу они являются небольшими сюжетными играми, в которых последовательно эпизод за эпизодом раскрывается содержание. Инсценирование песен может проводиться в виде спектакля. Желательно привлекать детей к самостоятельным распределениям ролей, к показу инсценирования по подгруппам с оценками выразительности действий и их согласованности с характером музыки и текстом песни самими детьми. Для более опытных предлагаю вариант посложнее используя метод фантазирования: "Придумай свой сюжет к музыке и инсценируй его", Дети озвучивают ассоциацию, затем связывая ассоциации в единое целое придумывают свой сюжет. Полученный результат, сравнивается с оригиналом песни. Инсценирование поэтических и музыкальных произведений как синтетический вид деятельности, включающий пение, декламирование, пластику, мимику и т. д.
"Сочиним чистоговорку"
со слогом. Чистоговорки способствуют
выработке хорошей дикции, усвоению норм литературного произношения и ударения.
Очень нравится детям, когда навык сочинительства доведен до автоматизма, они
начинают чувствовать ритм стиха, а этот уже начало стихосложения. Подобная
работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит
хорошим средством развития чувства юмора.
Сюжетные игры, они носят преимущественно коллективный характер. У детей с речевыми нарушениями творческую активность можно формировать при передаче характерных образов в сюжетных играх. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские.
Игры для развития сценического общения, воспитывают чувство партнёра, навыки работы в команде. Например, игра - «Зеркало». Один из учащихся - актер, другой - его «отражение». Задача «отражения» - точно и быстро повторять движения и действия актера. Например, умыться, расчесаться, поправить причёску и т.п. Все игры этого раздела должны содержать действие, реакцию на это действие и его оценку.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды, репродуктивного и импровизационного характера (например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).
Приобретенные качества обязательно помогут им в будущем найти свое место в обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации. Организованная работа по формированию коммуникативных навыков у младших школьников, свидетельствует о существенных изменениях:
·
в формировании адекватной самооценки
обучающихся;
·
при построении межличностных
отношений с одноклассниками;
·
в сформированности навыков
общения;
·
в понимании и оценивании своих
эмоциональных состояний и состояний сверстников.
·
в отношение к окружающим, наличие друзей
и приятелей в классе,
· в развитии индивидуальных способностей.
Полякова Ж.В.
Поделиться в социальных сетях:
Формирование коммуникативно-речевых способностей младших школьников посредством сценической деятельности.

















