2023

Деятельность педагога-организатора по созданию эффективных условий развития творческих способностей обучающихся.

В основе деятельности лежит идея построения образовательного пространства, которая ориентирована на активный, организованный учебно-воспитательный процесс, коллективный досуг.

Особенностью развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача педагога при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения. Одна из таких форм творческой деятельности – творческое объединение "Студия звезд". Возрастной диапазон участников коллектива   от 5 -16 лет. Творческий коллектив, объединенный общими задачами, ценностями совместной деятельности, а также характером межличностных отношений, в которой организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства: артистов, танцоров, вокалистов.

   Развитие творческих способностей опирается на взаимосвязанную систему элементов: мотив деятельности; цели деятельности; принятие и реализация принятых решений, анализ выполненной деятельности, обеспечивающих жизнедеятельность театральной студии на принципах гуманизма, свободы выбора вида деятельности, самоопределение детей.

 Личностно-ориентированный  подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса эстрадной студии, в ходе которого  каждый ученик сможет самоопределиться,  самореализоваться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении образовательных задач и ситуациях взаимодействия. Ребенок получает возможность развиваться соответствующим темпом в зависимости от способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса. Педагог же выполняет функции организатора процесса, консультанта, старшего друга, осуществляя индивидуальный подход не только по форме, но и по содержанию воспитания и образования.

   Важным фактором развития студийцев с признаками одаренности является их включение в разнообразные виды деятельности. При этом наибольший вклад в развитие ребенка вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, с одной стороны, и ведущему виду деятельности для данного возраста, с другой стороны.   

 Воспитанники студии постоянно вовлекаются в следующие активные формы организации творческой деятельности: тематические мероприятия, посвященные празднованию  Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня пожилого человека, Дня учителя, Дня защитника Отечества,  награждение медалистов,

         Праздничные мероприятия, викторины, конкурсы, конкурсы рисунков, конкурсы, проектная деятельность, конкурсно-игровые   программы школ и центра творчества; театральные представления, новогодние массовки, «Семейные кафе», осенние балы, фестивали детского творчества; городские праздники, отчетные концерты  и карнавалы, концерты посвященные Дню победы, Дню молодежи,  фестивалей «Перепляс», «Апрелинка», творческие конкурсы «Звездопад талантов» и «Созвездие активных», «Весняночка» и «Дюймовочка». 

   Коллектив педагогов и воспитанников работает как единое целое на качественный творческий продукт. Творческая деятельность в студии   направлена не только на оптимизацию учебно-воспитательного процесса, но и на создание благоприятного климата, доброжелательного отношения между педагогом и студийцем, между самими воспитанниками, на укрепление положительной самооценки ребенка, его уверенности в себе, чувство радости и  удовлетворенности от достигнутых успехов.

    Постоянное внимание педагогов к анализу и оценке индивидуальных способов учебной и творческой  работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать, что они делали на уроке, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше всего понравилось заниматься.

Рефлексия, осуществляемая в ходе и конце деятельности, помогает сформировать выводы, обобщить полученные результаты, уточнить цели дальнейшей работы. Всякий цикл работы должен завершаться рефлексией,   для эффективности  системы обобщения и анализа результатов  мы используем следующие вопросы: «Испытывал ли ты трудности при выполнении задания? Какие?», « Что помешало выполнить это задание? », «Как ты себя чувствовал во время выступления?», «В чем  ты  испытал затруднение?», «Что для тебя было необычным?», «Что у вас сегодня хорошо получилось? », «Какое у вас сейчас настроение?», «Что нужно сделать, чтобы получилось лучше?».

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». 

    Для того чтобы талантливый ребенок «состоялся», необходимо не только наличие природных задатков и качественного образования, но и создание «ситуации успеха» для данного ребенка, значимости его достижений для коллектива, образовательного учреждения, семьи, социальной среды.

Успешность воспитанника-результат его реальных достижений в творчестве, поэтому мы советуем студийцам постарше вести учет своих достижений в «дневнике успешности».   Необходимо приучать детей к рассуждениям о качестве своей работы, выступлений – самооценивание позволяет поэтапно фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства.

    Талантливым детям крайне необходимо понимание, любовь родителей, чуткость и искренность отношений в семье, поэтому образовательный процесс  студии предполагает работу с родителями: консультирование,  открытые занятия, совместные мероприятия «Семейные кафе»:

«Мир семейных увлечений», «Семья вся вместе – и душа на месте», «Мой дом – моя крепость» конкурсная программа, «У семейного очага» семейная игра, «Рукотворный мир» выставка поделок, сделанных совместно с родителями.  Праздники: поздравление мам с Днем Матери, поздравление пап с Днем защитника Отечества, поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта.

«Отчетные концерты», посещение театров, поездки, походы. Можно с уверенностью сказать, что в студии налажены мосты понимания и помощи между родителями и педагогами.

        В проведении досугово-развлекательных  программ, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов принимают участие не только обучающиеся, но и старшие члены их семей (родители, бабушки, дедушки, старшие и младшие сестры и братья), где они делятся своим опытом и собственным примером приобщают детей к творчеству.

     Заключительным,  этапом развития одаренных детей является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных и преодоление негативных качеств. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результативность.

         Творческий коллектив «Студии звезд» находится в постоянном поиске:

соотношение прогнозируемых результатов и реальных результатов у учебно-воспитательного процесса;

-      внесение необходимых корректировок в содержание деятельности каждой группы и каждого ребенка;

-   обеспечение заинтересованности детей в творческой деятельности и поддержании интереса к занятиям;

- стимулирование и расширение интересов и творческих потребностей воспитанников;

-    выявление степени сформированности практических знаний, умений и навыков, а также в личностном аспекте;

определение успешности обучения каждого воспитанника;

-      увеличение числа учащихся, добившихся значимых успехов в творческой деятельности.

     Еще одним важным условием эффективности развития творческих способностей является достаточный уровень материально – технического обеспечения:

наличие кабинета, оснащенного зеркалами;

качественное освещение в дневное и вечернее время;

музыкальная аппаратура, аудиозаписи;         

костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с администрацией и родителями).

Данная система образовательного процесса позволила достичь весомых результатов в выявлении, поддержке  и развитии   одаренных детей.   

Студийцы становятся победителями ежегодных городских фестивалей детского творчества «Мой город», победителями межмуниципальных конкурсов «Сияние звезд. Вокал 2023», «Звездопад талантов», победителями районных творческих конкурсов «Весняночка» и «Дюймовочка», "Шаг вперед", всероссийских и международных и востребованы на всех сценах города и района.

         В заключение можно сказать, в каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий  потенциал, и во многом от родителей, педагогов и социума  зависит, каким станет ребенок, насколько разовьются его способности и талант. 

охват зрителей.docx (Скачать)
ПЛАН массовых мероприятий на 23-24.docx (Скачать)
Программа педагога организатора.docx (Скачать)
Деятельность педагога организатора по созданию эффективных условий развития творческих способностей.docx (Скачать)

Полякова Ж.В.